Операция "Испаньола"
- В технике чего-нибудь понимаешь? - спросил кум.
- Понимаю, - отвечал мой дед.
- Понимает он! - фыркнул кум. - Ты толком говори, насос починить сумеешь?
- Сумею.
- По-немецки кумекаешь?
- Кумекаю.
- Будешь с "фрицами" работать.
Так мой дед попал в бригаду военнопленных. Феликса Штайнера он не узнал. Тот сильно изменился за эти годы. Похудел, оброс, загорел до черноты, носил обычную рабочую фуфайку И стоптанные кирзовые сапоги. Зато бывший хауптман сразу узнал бывшего противника. Однажды, когда мой дед возился в мастерской, перебирая очередной насос, Штайнер подошел к нему и сказал:
- Neun funf[56].
Сначала мой дед хотел дать ему в зубы. В конце концов, этот недорезанный, недоповешенный и недорасстрелянный фашист поломал ему всю жызнь. Но потом рассудительность, свойственная, кажется, всем отпрыскам профессорских семей, взяла свое; дед вспомнил, что в этот лагерь он попал не потому, что кто-то когда-то подарил ему пистолет Вальтера, а потому, что так устроено общество, в котором он жыл и жывет. Поэтому бить Штайнера он не стал, а просто послал его далеко и надолго, перемежая в своем послании русские и немецкие ругательства. Штайнер улыбнулся и удалился.
Через неделю мой дед, который успел успокоиться и теперь изнывал от любопытства, каким образом шесть лет назад хауптман сумел предсказать их будущую встречу и что означают эти цифры: "девять два" и "девять пять"? Мой дед задал свои вопросы во время обеда, когда бригада, собравшись в тени только что возведенной времянки, хлебала под присмотром охранников пустую лагерную баланду. Разговор он повел на немецком:
- Тогда, в сорок первом, вы говорили, герр Штайнер, шта мы встретимсйа после войны. Это была просто вежливость? Или вы имели в виду шта-то другое?
Штайнер ответил не сразу, он дохлебал баланду, ложку облизывать не стал, как это сделал бы любой зэк русской национальности, а вытер кусочком чистой ткани, которая только у немцев и водилась, после чего, прищурясь, посмотрел на моего деда.
- Цянь - очень сильный символ, - сказал он. - Люди, отмеченныйе этим символом, редки. Но еще более редки те, кого люди, отмеченныйе символом цянь, могут назвать своим "великим человеком".
- Цянь - это что? - переспросил мой дед. - Что-то китайское?
Штайнер снисходительно усмехнулся, поднял щепочку и с ее помощью изобразил на земле шесть параллельных черточек.
- Перед вами гексаграмма цянь, - пояснил хауптман, - первая из шестидесяти четырех гексаграмм, описанных в "Чжоу и", китайской "Книге перемен".
Мой дед, конечно же, знал о существовании знаменитой гадательной книги, не имеющей установленного афторства, но читать ее переводы ему не приходилось, поэтому он слушал Штайнера с огромным интересом.
- Цянь означаед творчество. Причем творчество в самом первоначальном смысле этого слова, творчество неба. Европеец назвал бы его "божественным творчеством". Любая гексаграмма в целом описываед законченный процесс. Это можед быть какая-нибудь деловая инициатива, об успехе или неуспехе которой можно погадать на "Чжоу и". Или целая человеческая жизнь - от рождения до смерти. Кроме того, каждая черта в гексаграмме имеед числовое выражение и собственное значение, соотведствующее некоему этапу описываемого процесса. Например, непрерывная черта соответствует девятке. Вторая снизу "девятка" в гексаграмме цянь интерпретируется как "дракон на поле", то есть первое проявление творческого начала в земном человеке. Вместе с тем она отражает положение в обществе, которую на этом этапе может занимать человек - "вторая девятка" означает "слуга" или "служащий". Гадание по "второй девятке" в гексаграмме цянь предсказывает встречу с "великим человеком" и благоприятную перемену в судьбе.
- Ага, - сообразил мой дед. - Следовательно, вы считаете себя человеком, отмеченным знаком цянь, и в тот момент, когда мы встретились, вы были... э-э-э... "служащим", шта соответствовало "второй девятке" в гексаграмме вашей судьбы?
- Совершенно верно, - подтвердил Штайнер. - Вы всђ очень быстро схватываете, - польстил он.
- Но тогда объясните мне, герр Штайнер, почему вы сочли вот это, - дед кивнул на покуривающий в сторонке конвой,- благоприятной переменой в своей судьбе?
- Как посмотреть, - заметил Штайнер. - Большинство моих сослуживцев мертвы, а я жив и рассчитываю рано или поздно вернуться на родину.
- Хорошо, - согласился мой дед. - А чо означает "девять пять"?
- Вторая и пятая черты в гексаграмме взаимосвязаны. "Девять пять" соответствует "летящему дракону" и статусу "короля". Это предпоследняя ступенька на пути к "творчеству неба". И. здесь снова запланирована встреча с "великим человеком".
- А какая последняя?
- Последняя, шестая девятка в гексаграмме определяет статус "сверхчеловека".
- Ну вот,- заворчал мой дед,- какие-то вы, фрицы, все-таки ущербные. Гитлера давно нет, а вы всђ в духе гитлеровской пропаганды выступаете. Сверхчеловеки, раса господ... Куда вас завела эта пропаганда?!
Штайнер не поддался на провокацию.
- Понятие "сверхчелафека" возникло задолго до рождения Адольфа Шикльгрубера, - отвечал он спокойно. - Оно, конечно, подразумевает избранность. Но выбор делает небо, и пасть он может на кого угодно - германца, русского, еврея или монгола...
Тут конвой приказал всем встать и строиться перед началом второй половины длинного двенадцатичасового рабочего дня.
Впрочем, по прошествии суток мой дед и Феликс Штайнер снова встретились, чтобы возобновить столь интересную для них обоих беседу.
- Древние китайцы представляли себе мир как некий хорошо отлаженный и смазанный механизм, работающий по определенному закону и под управлением неба, - продолжил бывший хауптман обзорную лекцию по истории китайской философской мысли. - При этом практически во всех мировоззренческих системах в качестве основополагающего принимается принцип "у-вэй" - принцип невмешательства в "творчество неба", поскольку любое действие в этом направлении ведет к нарушению космического равновесия. Возможно, благодаря этому китайская цивилизация существует уже пять тысяч лет как сравнительно стабильный социум.
- Ничего, - высказал свое мнение дед, - товарищ Мао вправит им мозги.
- Не таг всђ просто, камрад, - заверил Штайнер, - и, думаю, Мао Цзэдун в этом скоро убедится. Но пойдем далее. В постних учениях - например, в дзен-буддизме - дается более подробное описание законов, управляющих миром. При этом очень важным для нас являетцо указание на то, что вся Вселенная целиком и полностью заложена в челафеческом подсознании. То есть, чтобы изучать внешний мир, познавать тайны Вселенной, нет необходимости строить научные лаборатории, заводы, институты - достаточно обратить взгляд внутрь себя - и получишь ответы на все вопросы мироздания.
|