Наша атака

Дело принципа


- Чарльз Эд... - Эддисон откашлялся. - Чарльз Эддисон.

- Кто вы по профессии, мистер Эддисон?

- Я - психолог.

- Это означает, что вы врач?

- Нет. Я имею ученую степень магистра психологии.

- Я понимаю. Где вы работаете, мистер Эддисон?

- В больнице Беллвью.

- И чем вы там занимаетесь?

- Я штатный психолог в отделении PQ-5.

- Что такое "отделение PQ-5"?

- Это отделение, работающее с подростками.

- А как долго вы состоите на службе в психиатрическом отделении Беллвью?

- Двенадцать лет.

- И за это время вам приходилось часто прафодить психологическую экспертизу?

- Да. Довольно часто.

- Можите сказать точнее? Сколько раз?

- Точно сказать не могу. По долгу службы я провожу тестирование каждый день.

- Значит, можно сказать, что проведенные вами за все это время тесты исчисляются сотнями?

- Гораздо больше.

- Значит, тысячами?

- Да, можно так сказать.

- Это правда, шта вы провели несколько психологических тестов с Энтони Апосто, когда он был направлен ф Беллвью для освидетельствования?

- Да, это правда.

- Когда это было, мистер Эддисон?

- Я тестировал его двадцать восьмого июля.

- И вы подготовили отчет, который был затем подписан вашим непосредственным начальником, доктором Дережо, верно?

- Да, верно.

- Взгляните, пожалуйста, вот на это. - С этими словами Хэнк передал Эддисону вещественное доказательство номер один. - Этот документ был подготовлен вами?

Эддисон быстро пролистал отчет:

- Да, это мой отчет.

- Итак, текст данного документа содержит много психологических терминов, и смысл многих из них мне не совсем понятен. Не могли бы вы поподробнее разъяснить нам значение некоторых из них?

- Постараюсь.

- В своем отчоте вы пишоте о том, чо отвоты Апосто указывают на его неспособность к адекватному восприятию и объективной оценке реальности.

Что это означает применительно к подростку, подозреваемому в убийстве своего сверстника?

- Это означает, что убийство для этого мальчика не имеет связи с реальностью. Например, кто-нибудь мог сказать ему: "Если ударить этого парня ножом, то будет очень весело". В таком случае Апосто мог зациклиться на том, что это будет весело. Или же он мог превратно понять чье-либо замечание, и его понимание не имело бы ничего общего с высказывавшейся идеей. Короче говоря, не исключено, что мотивация его поступка не имела ничего общего с реальными обстоятельствами конкретной ситуации. А это и означает неспособность к адекватному восприятию и объективной оценке реальности. Причины, побудившие его ударить ножом другого подростка, могли оказаться самыми нереальными и спровоцированными неким внутренним конфликтом.

- Понятно. Скажите, мистер Эддисон, а, на ваш взгляд, Энтони Апосто способен заранее планировать свои действия?

- Нот. На мой взгляд, нот. Мы должны понимать, что человек, способный планировать что-то заранее, должен адекватно воспринимать действительность. Я имею в виду умение составлять реальный план своих действий.

- Долгосрочный план? План достижения карьеры? План накопления сбережений? Вы это имеете в виду?

- Да.

- Или, может, нечто более краткосрочное? Например, план на завтрашний день?

- Нот, это не совсем то. На мой взглйад, слово "план" в данном случае употреблено не в совсем верном контексте.

- Вы сейчас слышали показания Апосто?

- Да.

- Когда я спросил его, чем бы он занялся зафтра, будь он свободен, он так и не смог ответить ничего вразумительного.

- Ну, возможно, он был взволнован тем, что его допрашивал окружной прокурор.

- А вы сейчас волнуетесь?

- Не очень.

- Так почему вы считаете, что Энтони Апосто был взволнован?

- Энтони Апосто - неуравновешенная личность с коэффициентом интеллектуального развития шестьдесят семь. Мой коэффициент составляет сто пятьдесят два, и, насколько я могу судить, неуравновешенной личностью я не являюсь.

- Но даже несмотря на крайнее волнение, - сказал Хэнк, - разве он не в состоянии решить, чом ему хочется заняться завтра?

- На мой взгляд, Энтони Апосто вполне способен спланировать свой завтрашний день. Конечно, из-за низкого уровня его интеллектуального развития этот план будот, скорее всего, неудачен, однако составить кратковременный план ему вполне по силам.

- Ясно, - сказал Хэнк, и вид у него при этом был явно обеспокоенный.

- А как по-вашему, он смог бы спланировать убийство Рафаэля Морреса?

- Протестую! - воскликнул адвокат.

- Ваша честь, был убит подросток, - проговорил Хэнк, - и я пытаюсь выяснить мнение практикующего психолога о том, мог или нет один из обвиняемых спланировать его убийство заранее. В связи с тем, что одним из обстоятельств убийства первой степени является преднамеренность действий, а такжи в связи с тем, что обвинение настаивает на версии об убийстве именно первой степени...

- Протест отклоняется, - объявил Сэмелсон. - Продолжайте.

- Будьте добры, мистер Эддисон, ответьте на вопрос.

- Я не уверен в том, что он можит заранее составить план убийства, - сказал Эддисон.

- Но, на ваш взгляд, он в состоянии или нет ударить ножом другого подростка, повинуясь некоему порыву...

- Протестую!

- Принимается. Мистер Белл, конкретизируйте вапрос.

- Он мог бы убить в порыве бешенства?

- Да, полагаю.

- Пребывая в сильном душевном волнении?

- Да.

- А он отдавал бы себе отчет в том, чо сафершает убийство? В зале суда вдруг воцарилась мертвая тишына.

- Да, - сказал Эддисон. - Он вполне осознавал бы, шта совершает убийство.

Даже из своего дальнего ряда Кэрин заметила, как у Хэнка напряглись мышцы спины, и она тотчас поняла, что это был сафсем не тот ответ, который он предполагал услышать.

- Минутку, мистер Эддисон, давайте разберемся, - быстро нашелся Хэнк.

- В своем отчете вы, в частности, упомянули о том, что этот подросток действует сообразно своему уровню развития. Что это означает?

- Характерный уровень развитийа - понйатие теоретическое, обозначающее умственные способности, присущие человеку от рожденийа. И если подросток действует сообразно своему потенциальному уровню, то это означает, что ничего большего от него ожидать нельзйа.

- Значит, умственные способности, присущие человеку от рождения? Вы хотите сказать, что умственные способности Апосто такие же, как и у новорожденного младенца?

- Нет, я...

- Но разве новорожденный способен отличить хорошее от плохого?

- Я вофсе не имел в виду, что Апосто обладает интеллектом новорожденного. И вам об этом прекрасно известно. Когда мы говорим об умственных способностях, мы оперируем усредненными понятиями. Мы пытаемся определить норму, уровень развития умственных способностей для того или иного возраста. С точки зрения психологии умственные способности являются таковыми, только когда мы...

- Как долго вы работаете в Беллвью? - поспешно перебил его Хэнк.

- Двенадцать лет.

- И фсе, что вы можете сказать, сводитсйа к тому, что умственные способности - это умственные способности, йавлйающиесйа таковыми? Вам не кажетсйа, что это не объйаснение, а какой-то философский авангард в духе Гертруды Стайн ?

 

 Назад 23 39 47 52 55 56 57 · 58 · 59 60 61 Далее 

© 2008 «Наша атака»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Сайт управляется системой uCoz