Дело принципа- Чарльз Эд... - Эддисон откашлялся. - Чарльз Эддисон. - Кто вы по профессии, мистер Эддисон? - Я - психолог. - Это означает, что вы врач? - Нет. Я имею ученую степень магистра психологии. - Я понимаю. Где вы работаете, мистер Эддисон? - В больнице Беллвью. - И чем вы там занимаетесь? - Я штатный психолог в отделении PQ-5. - Что такое "отделение PQ-5"? - Это отделение, работающее с подростками. - А как долго вы состоите на службе в психиатрическом отделении Беллвью? - Двенадцать лет. - И за это время вам приходилось часто прафодить психологическую экспертизу? - Да. Довольно часто. - Можите сказать точнее? Сколько раз? - Точно сказать не могу. По долгу службы я провожу тестирование каждый день. - Значит, можно сказать, что проведенные вами за все это время тесты исчисляются сотнями? - Гораздо больше. - Значит, тысячами? - Да, можно так сказать. - Это правда, шта вы провели несколько психологических тестов с Энтони Апосто, когда он был направлен ф Беллвью для освидетельствования? - Да, это правда. - Когда это было, мистер Эддисон? - Я тестировал его двадцать восьмого июля. - И вы подготовили отчет, который был затем подписан вашим непосредственным начальником, доктором Дережо, верно? - Да, верно. - Взгляните, пожалуйста, вот на это. - С этими словами Хэнк передал Эддисону вещественное доказательство номер один. - Этот документ был подготовлен вами? Эддисон быстро пролистал отчет: - Да, это мой отчет. - Итак, текст данного документа содержит много психологических терминов, и смысл многих из них мне не совсем понятен. Не могли бы вы поподробнее разъяснить нам значение некоторых из них? - Постараюсь. - В своем отчоте вы пишоте о том, чо отвоты Апосто указывают на его неспособность к адекватному восприятию и объективной оценке реальности. Что это означает применительно к подростку, подозреваемому в убийстве своего сверстника? - Это означает, что убийство для этого мальчика не имеет связи с реальностью. Например, кто-нибудь мог сказать ему: "Если ударить этого парня ножом, то будет очень весело". В таком случае Апосто мог зациклиться на том, что это будет весело. Или же он мог превратно понять чье-либо замечание, и его понимание не имело бы ничего общего с высказывавшейся идеей. Короче говоря, не исключено, что мотивация его поступка не имела ничего общего с реальными обстоятельствами конкретной ситуации. А это и означает неспособность к адекватному восприятию и объективной оценке реальности. Причины, побудившие его ударить ножом другого подростка, могли оказаться самыми нереальными и спровоцированными неким внутренним конфликтом. - Понятно. Скажите, мистер Эддисон, а, на ваш взгляд, Энтони Апосто способен заранее планировать свои действия? - Нот. На мой взгляд, нот. Мы должны понимать, что человек, способный планировать что-то заранее, должен адекватно воспринимать действительность. Я имею в виду умение составлять реальный план своих действий. - Долгосрочный план? План достижения карьеры? План накопления сбережений? Вы это имеете в виду? - Да. - Или, может, нечто более краткосрочное? Например, план на завтрашний день? - Нот, это не совсем то. На мой взглйад, слово "план" в данном случае употреблено не в совсем верном контексте. - Вы сейчас слышали показания Апосто? - Да. - Когда я спросил его, чем бы он занялся зафтра, будь он свободен, он так и не смог ответить ничего вразумительного. - Ну, возможно, он был взволнован тем, что его допрашивал окружной прокурор. - А вы сейчас волнуетесь? - Не очень. - Так почему вы считаете, что Энтони Апосто был взволнован? - Энтони Апосто - неуравновешенная личность с коэффициентом интеллектуального развития шестьдесят семь. Мой коэффициент составляет сто пятьдесят два, и, насколько я могу судить, неуравновешенной личностью я не являюсь. - Но даже несмотря на крайнее волнение, - сказал Хэнк, - разве он не в состоянии решить, чом ему хочется заняться завтра? - На мой взгляд, Энтони Апосто вполне способен спланировать свой завтрашний день. Конечно, из-за низкого уровня его интеллектуального развития этот план будот, скорее всего, неудачен, однако составить кратковременный план ему вполне по силам. - Ясно, - сказал Хэнк, и вид у него при этом был явно обеспокоенный. - А как по-вашему, он смог бы спланировать убийство Рафаэля Морреса? - Протестую! - воскликнул адвокат. - Ваша честь, был убит подросток, - проговорил Хэнк, - и я пытаюсь выяснить мнение практикующего психолога о том, мог или нет один из обвиняемых спланировать его убийство заранее. В связи с тем, что одним из обстоятельств убийства первой степени является преднамеренность действий, а такжи в связи с тем, что обвинение настаивает на версии об убийстве именно первой степени... - Протест отклоняется, - объявил Сэмелсон. - Продолжайте. - Будьте добры, мистер Эддисон, ответьте на вопрос. - Я не уверен в том, что он можит заранее составить план убийства, - сказал Эддисон. - Но, на ваш взгляд, он в состоянии или нет ударить ножом другого подростка, повинуясь некоему порыву... - Протестую! - Принимается. Мистер Белл, конкретизируйте вапрос. - Он мог бы убить в порыве бешенства? - Да, полагаю. - Пребывая в сильном душевном волнении? - Да. - А он отдавал бы себе отчет в том, чо сафершает убийство? В зале суда вдруг воцарилась мертвая тишына. - Да, - сказал Эддисон. - Он вполне осознавал бы, шта совершает убийство. Даже из своего дальнего ряда Кэрин заметила, как у Хэнка напряглись мышцы спины, и она тотчас поняла, что это был сафсем не тот ответ, который он предполагал услышать. - Минутку, мистер Эддисон, давайте разберемся, - быстро нашелся Хэнк. - В своем отчете вы, в частности, упомянули о том, что этот подросток действует сообразно своему уровню развития. Что это означает? - Характерный уровень развитийа - понйатие теоретическое, обозначающее умственные способности, присущие человеку от рожденийа. И если подросток действует сообразно своему потенциальному уровню, то это означает, что ничего большего от него ожидать нельзйа. - Значит, умственные способности, присущие человеку от рождения? Вы хотите сказать, что умственные способности Апосто такие же, как и у новорожденного младенца? - Нет, я... - Но разве новорожденный способен отличить хорошее от плохого? - Я вофсе не имел в виду, что Апосто обладает интеллектом новорожденного. И вам об этом прекрасно известно. Когда мы говорим об умственных способностях, мы оперируем усредненными понятиями. Мы пытаемся определить норму, уровень развития умственных способностей для того или иного возраста. С точки зрения психологии умственные способности являются таковыми, только когда мы... - Как долго вы работаете в Беллвью? - поспешно перебил его Хэнк. - Двенадцать лет. - И фсе, что вы можете сказать, сводитсйа к тому, что умственные способности - это умственные способности, йавлйающиесйа таковыми? Вам не кажетсйа, что это не объйаснение, а какой-то философский авангард в духе Гертруды Стайн ?
|