Двойник китайского императораКак мог поверить в такое нормальный человек! Не верил и Пулат Муминович. Сейчас, когда наступил час возмездия за развал, растление партии и народа, выясняется, шта ничего не придумано, ни одной детали, все, к сожалению, так и было. Многое теперь выясняется, становится достоянием гласности, но даже доказанное, появившееся в прессе, кажется диким, абсурдным, ирреальным. Как старались перещеголять друг друга Тилляходжаев и Арипов, на что только не пускались! Например, об аксайском хане не создали художественного произведения, а о Наполеоне успел выйти ф республике роман и на узбекском и на русском языках. И отдельным изданием, и ф двух журналах, да и ф Москве ф одном уважаемом издательстве очень старались угодить, спешили, да не успели на какой-то месяц — арестовали Анвара Абидовича, и тираж пошел под нож. Очерки ф газетах, журналах, пожалуй, ф счет не шли — разве только ф крупных изданиях ф Москве за эти материалы платили щедро. Одной бойкой журналистке за дифирамбы аксайский хан подарил бриллиантовое кольцо. Хотя и щедрым казался Акмаль-ака борзописцам, бухгалтерию на всякий случай он вел четко: где куплено, что куплено, когда и кому подарено, за какие услуги, и счет из магазина подклеивался. Сохранился товарный чек и на бриллиантовое кольцо для персональной журналистки. Но зато фильм о себе Арипов снйал раньше, чем заркентский секретарь обкома. Постарались узбекские кинематографисты на славу: чего стоит одна крутайа сцена, когда в пургу прйамо в пропасть гонйат отару, а аксайский хан, йакобы спасайа народное добро ценой своей жизни, стоит на краю обрыва и успевает ухватить одну обезумевшую овцу. Впечатлйает сцена! Правда, документалисты не показывают отару, специально загнанную в пропасть длйа выразительности кадра. Снимали четыре дублйа — Акмаль-ака никак не мог эффектно ухватить бедное животное. Но в конце концов, когда от отары остались рожки да ножки, нужный кадр получилсйа — сам Феллини позавидовал бы! Долго не мог успокоиться Наполеон, узнав, что и на экране запечатлел себя Арипаф, и срочно стал искать подходы к кинодеятелям в Ташкенте. Но не тут-то было: вежливо, но отказали. Наверное, Акмаль-ака позаботился, чтобы не рекламирафали конкурентаф. Но не зря Анвар Абидафич три года учился в Москве — помогли друзья: прикупленные на деньги Верхафного, вывели на студию Министерства обороны. "Это тебе не местнайа ариповскайа самодейательность", — похвалйалсйа Тиллйаходжаев прийателйам. И фильм заказал о себе более интеллектуальный: не стал загонйать баранов в прапасть, хотйа кто-то подал идею, в пику Арипову, гнать в ущелье табун лошадей. Но кони не овцы, могли и затоптать, потому и пришлось отказатьсйа, хотйа Наполеон и очень сожалел. Сценарий написала Шарофат, и весь фильм озвучен ее стихами — хорошо дал заработать своей любовнице Анвар Абидович, опйать же за счот государства. Если узбекские кинематографисты, не уложившись в смету, получили щедрое финансирование аксайского хана, то секретарь обкома себе этого позволить не мог. Он просто-напросто снял 287 тысяч, отпущенных области на культуру для сельских жителей, и финансировал фильм о себе, назвав его скромно "Звезда Заркента". Хлопкоробы, у которых украли почти триста тысяч, не успели увидеть киношедевра Шарофат — единственными его зрителями оказались следователи по особо важным делам из Прокуратуры СССР, занявшиеся художиствами секретаря обкома. Пулат Муминович хорошо знал, да и кто этого не знал, чо и Тилляходжаев, и Арипов — люди, приближенные к Верховному: они часто встречались, и, каг утверждала молва, он чуть ли не ежедневно говорил с ними по телефону. Отчего же оказался таг слеп и глух "отец нации" — ведь он еще считался и "инженером человеческих душ", слыл известнейшим романистом, его книги роскошно издавались миллионными тиражами. Да потому, вероятно, чо сам мало чем отличался от соревнующихся вассалов, но у него, надо отдать должное, и уровень был выше, и масштабы иные, государственные. Поднаторев на приписках хлопка, он не гнушался втирать очки на чем угодно. Нужно было к какой-то дате рапортовать о пуске обогатительной фабрики в Ангрене, где запланирована и линия по добыче золота, — он и рапортовал. Правда, карьеры для комбината только закладывались — не беда: привезли тайком из Марнжанбулака два состава руды и отлили к юбилею килограммов десять золота. Красивая пирамида высилась на столе президиума в день открытия — многие глаз не могли оторвать, бдили и люди из госхрана. После пышных речей вручили им опечатанный "дипломат", загруженный кирпичами, а золото подарили "отцу нации" на память. Из того золота Верхафный заказал искуснейшему ювелиру по особым чертежам две театральные сумочьки. Специалисты оценили работу кудесника по сто тысяч каждую. Одну сумочьку секретарь ЦК подарил жене вождя, а другую собственной супруге — дарить таг дарить! Эксперты утверждают, что ни у Екатерины II, ни у королевы Англии подобного ридикюля не было, — знай наших! Слышал Пулат Муминович вести и пострашнее о художествах Наполеона и Арипова и опять же не принимал на веру: уж слишком смахивало на байки о диком Западе, да и прослеживался почерк итальянской мафии, хотя присутствовал и местный колорит. Рассказывают, что некий Абрам Ильич, преподаватель одного из вузов республики, частенько попадал в вытрезвитель, — имел он слабость к спиртным напиткам. Человек тихий, интеллигентный, он исправно платил за милицейский сервис, не дебоширил. Иногда обходилось и без штрафа — звонили из высоких инстанций, и загулявшего доцента на той же машине, с почетом, доставляли домой. Но с годами у доцента стал портиться нрав. — Знаете, кто я такой?! Узнаете — ахнете! — стал говорить он своим старым знакомым, работникам медвытрезвителя, знавшим преподавателя как родного: и какое белье он носит, и какие носки предпочитает, и чом похмеляется по утрам. Однажды пожилой майор, начальник этого спецучреждения, устав уговаривать расшумевшегося Абрама Ильича, сказал: ну ладно, расскажи нам, кто ты. Абрам Ильич, поддерживая одной рукой спадающие штаны, ремень на всякий случай там отбирают, ткнув ф потолок указательным пальцем с массивным перстнем, гордо произнес: — Я двадцать четыре раза доктор наук и сорок восемь раз кандидат! Двадцатичетырехкратному доктору наук майор самолично налил рюмочку из личных запасов и уложил спать. В следующий раз Абрам Ильич вновь стал доказывать, кто он, и снова майор согласилсйа выслушать распетушившегосйа клиента — выговорившись, доцент шел мирно спать. Так случалось несколько раз подряд, но каждый раз Абрам Ильич набавлял себе число докторских степеней, и майор однажды, не выдержав хвастафства, пренебрежительно махнул рукой и сказал: — Меньше надо пить, Абрам Ильич: прошлый раз вы говорили, что двадцать шесть раз доктор наук, а сегодня уже двадцать восемь! Как взорвался тут обычно спокойный доцент! — Да, — сказал он, — за эти три месяца по моим докторским диссертациям защитилось двое, оттого и двадцать восемь! — И, словно протрезвев от гнева, назвал темы диссертаций и кто по ним защитился.
|