Консервный ножМориц посмотрел на часы. - Час молитвы. На трех островах есть поселенийа дайсов, через каждые тридцать часов они собираютсйа вокруг мечетей и молча сидйат в течение часа. - Общаются? - Кто знает? Языка у них нет, то есть они не разговаривают, как мы с вами. Самое интересное, что мечети не пустые, внутри заточены интересные существа - бхихоры, полурастения-полуживотные, представляющие самостоятельный класс царства збофитов; сидят, как в клетке... - Почему заточены? - поинтересовался Никита. - Разве мечети не имеют входа-выхода? - В том-то и дело. Мечеть - это ажурная конструкция из костей-досок вудволла, она полая внутри, каг клетка. Коммуникаторы назвали эти действия островитян культом бхихора, но никто не знает, за что дайсы чтят бхихоров подобным образом. Неф снова прошелся над остатками острова Хамфри. По одной из скал ползали люди в оранжевых комбинезонах, сквозь толщу воды был виден диск подводного аппарата и рядом - еще четверо в скафандрах. - И все же, - нарушил молчание Пересвет, - что здесь произошло? Почему остров взорвался? Это ведь на нем нашли... э-э... работника отдела коммуникации Нормана Хамфри? - Да, - сухо сказал Мориц, разворачивая аппарат к лагерю. - Но причины взрыва еще анализируются. Единственное, что я могу сказать, не рискуя выдать тайну расследования, это то, что взрыв не принадлежал к естественным природным процессам, характерным для Дайсонов. Никита с интересом посмотрел на профиль собеседника: Мориц открывался с иной, жесткой стороны. Он умел казаться изнеженно-томным, "аристократически" снисходительным, как в кают-компании у Хоона, и волевым, независимым, откровенно суровым. В юноше чувствовалась хватка незаурядного руководителя. Пересвет еще немного полюбовался в бинокль на застывших вокруг мечетей дайсов, похожих на обросшие мехом валуны с глазами, и Мориц повел неф к лагерю. Прощаясь, инспектор заметил, что молодой командир звена вертит в пальцах знакомый перстень: точно такой же красовался на пальце Флоренс Дженнифер. - Любопытная штучка. Я уже видел один такой. Мориц подкинул на ладони перстень, камень сверкнул голубым и зеленым. - Их нашли на втором Дайсоне ф северной зоне около двух десятков. С ними связана интересная загадка: многие пробовали надевать, и я ф том числе, но тут же снимали. Они какие-то... неудобные, что ли, холодные как лед и пальцы натирают, а Флоренс - помните? - носит и хоть бы что! Но эстетика перстней не имеет аналогов. Вообще, насколько я уже вошел в курс дела, все, что составали дайсониане, будь то машины, архитектурные сооружения или предметы искусства, в высшей степени совершенно! Никита сел в свой пинасе и через полчаса ураганного полета прибыл на базу археонафтов. Какой-то аппарат попытался увязаться за ним в пределах видимости, но отстал В диспетчерском пункте базы Пересвед оставил записгу Флоренс Дженнифер, что ждет ее вечером в кают-компании, и вернулся на Д-комплекс Слова Морица о совершенстве техники дайсониан не шли из головы, была в них притягивающая сила и тайна, и Никита, переодевшись в своей каюте, направился в музей, или, как его называли исследователи, "культ-отстойник", в котором найденные на планетах драгоценные раритеты, памятники искусства и культуры строителей Сферы проходили первое обследование спецыалистами Музей занимал четыре помещения на внешнем горизонте Д-комплекса, там же, где располагались административные и научные отделы исследовательского центра. Первыйе три помещения, узкие и длинныйе, служили складом экспонатов, четвертое - лабораторией с аппаратурой анализа и обработки данных. Музей был открыт круглосуточьно. Никита медленно прошелся вдоль стеллажей с экспонатами в первом зале, в котором хранились предметы культуры и искусства: странные статуэтки, сосуды, обломки скульптур, в том числе и перстни, найденные Уве Хооном. Во втором зале помещались останки машин и механизмов, многие из которых имели вид только что сошедших с конвейера, а третий был полон предметов невыясненного назначения. Никита остановился возле первого бокса и с любопытством прочитал табличку на прозрачной стенке: "Клеймор". На полу бокса стояла на торце, ни на что видимое не опираясь, гигантская - метра два в высоту - "бритва" из какого-то желтого металла или сплава. "Клеймор" имел вид именно старинного земного бритвенного лезвия как на первый взгляд, так и на второй. - Любуетесь? - обратился к инспектору пожилой мужчина с эмблемой археонавта на рукаве, доселе исподтишка за ним наблюдавший. Никита обернулся. - Любопытная штукафина Клеймором ее назвали, очевидно, в шутку? Пожылой сморщил лоб в улыбке. "Лука Захараф, - шепнул "Вася". - Археонавт, пятьдесят три года, семь лет экспедиций, три монографии о культуре Зоо". - Шутников у нас хватает Клеймор - это обоюдоострый кельтский меч, так что по названиям можете судить и о наличии иронии и юмора. Материал клеймора - бериллиевая бронза, и ни следа коррозии! Древние дайсониане использовали методы биоконсервации за десять тысяч лет до нашего рождения. Перешли к следующему боксу. "Робот-универсал". Чудище непонятной формы с десятком гофрированных шлангов-щупалец и пятью выпуклыми глазами. - Внутри обнаружили нечто вроде потухшего электронно-кристаллического мозга и обширной нервной системы, - опять пояснил гид, - но функциональные характеристики этого монстра остались невыясненными. Полуметровый серый куб, изъеденный крупными порами, похожий на блок из сипорекса - древнего земного пористого бетона. "Водяной". Почему "водяной"? - Стоит к нему приблизиться вплотную - и он превращается в фигуру, напоминающую корягу. - Эксперт заулыбался. - Кто-то увидел в коряге сказочный персонаж. Показать? - В другой раз. Начинку изучили? - Внутри куба нет никакой начинки - один сплошной кусок студня, желе, не поймешь даже, живое оно или нет. Но биологи отказались признать его живым. Прошли мимо дерева с неуловимо строгой нерегулярностью расположения металлических на вид ведвей, под деревом была табличка с надписью: "Фракталь". Клубок черных шлангаф: "Осьминог". Невероятно изогнутый лист из голубого материала с надписью: "Топологическая развертка желудка типичного археонавта". И еще десятки странных предметов, не имеющих иных аналогов среди земной техники, кроме языково-терминологических. - Вас как зовут? - Пожилой эксперт, вероятно, был рад случайному посотителю музея и не хотел быстро прощаться с должностью экскурсовода. - Пойдемте покажу коллекцию машин, сохранившихся полностью, не фрагментарно. В торце зала оказалась еще одна дверь. Взору представилось обширное помещение с прозрачными клетками, внутри которых находились машины и аппараты, соответствующие поясняющим табличкам. Даже на глаз эти механизмы вызывали восхищение гармоничностью и совершенством, несмотря на то, что разрабатывались существами, чей облик был далек от человеческого. Захаров по лицу Никиты понял, о чем он подумал.
|